Учебный предмет | Основное содержание и особенности учебного предмета | Ссылка на рабочие программы по предмету |
Русский язык | В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. | СКАЧАТЬ |
Развитие речи | Глухие школьники имеют особенности в овладении устной и письменной речью. В связи с этим в программу включен предмет «Развитие речи», имеющий коррекционную направленность. Речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической стороны словесной речи. Работа по развитию речи рассматривается с позиции формирования речевой деятельности в разных формах (устной, устно-дактильной, письменной). Учебный материал в программе располагается тематически с учётом принципа пропедевтики и концентричности. Развитие связной речи глухих учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. Последнее время коммуникативному воспитанию глухих школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Овладение речью является для не слышащего ребенка важнейшим средством компенсации дефекта слуха, предотвращения и коррекции вторичных нарушений познавательной деятельности, развитию целостной гармоничной личности и, что немало важно в наши дни, интеграции такого ребенка в общество слышащих людей. | СКАЧАТЬ |
Литература | Уроки литературы стимулируют развитие у обучающихся с нарушениями слуха словесной речи, представляющей собой базовую ценность в языковом сознании личности. Являясь важнейшим средством общения и инструментом познания, речь выступает в качестве жизненной опорой для субъекта, обеспечивая овладение языковой картиной мира, а также способностью формировать и выражать мысли, поддерживать конструктивные интеракции с окружающими людьми, осваивать социальный опыт. Именно на основе словесной речи становится возможным осознание принадлежности к национальной речевой среде, контакт с данной средой. Овладение словесной речью в устной и письменной формах глухими обучающимися является средством коррекции и компенсации нарушения. Уроки литературы формируют, закрепляют, совершенствуют знания, полученные в процессе наблюдений над окружающей действительностью, обогащают новыми сведениями о жизни. | СКАЧАТЬ |
Иностранный язык (английский) | Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека. Для лиц с нарушениями слуха владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, профессиональной деятельности, интеграции в обществе. В результате изучения курса иностранного языка у глухих обучающихся формируются начальные навыки общения на иностранном языке, первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека в поликультурном мире. | СКАЧАТЬ |
Математика | Целью изучения математики в 6-7 классах является развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, переводить практические задачи на язык математики, а также подготовка глухих обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. В ходе изучения курса математики глухие обучающиеся овладевают навыками вычислений с натуральными числами, действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств, учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их. Также обучающиеся продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. | СКАЧАТЬ |
Алгебра | Алгебра является одним из опорных курсов основного общего образования: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у неслышащих обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. | СКАЧАТЬ |
Геометрия | Геометрия является одним из разделов учебного курса «Математика», она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства. Содержание данного курса содействует развитию логического мышления, овладению рациональными способами и приёмами освоения математического знания, осознанию законов, которые лежат в основе изучаемых явлений, а также существующих взаимосвязей между явлениями. | СКАЧАТЬ |
Вероятность и статистика | Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. | СКАЧАТЬ |
Информатика | Учебная дисциплина «Информатика» обладает философским и метапредметным характером: для успешного освоения его содержания глухие обучающиеся должны на теоретико-практической основе познакомиться с такой междисциплинарной категорией как «информация». Информатика как учебная дисциплина играет важную роль в познавательном, социокультурном, личностном развитии глухих обучающихся. За счёт содержания программного материала обучающиеся осваивают способы работы с информацией, овладевают приёмами мыслительной деятельности, способностью ориентироваться в ситуации, умениями приводить аргументы, формулировать выводы, критически осмысливать предоставляемые сведения. | СКАЧАТЬ |
История | Историческое образование, являясь мировоззренческим инструментом, играет важную роль в личностном развитии обучающихся, их социальной реабилитации и адаптации, интеграции в сложную систему общественных отношений. Содействует приобщению обучающихся к мировым культурным традициям, формированию у них общей культуры, важно для разностороннего развития личности: нравственного, эстетического, социального, интеллектуального. Данный курс опирается на межпредметные связи с предметами обществознание, литература, география и др. Значителен воспитательный потенциал учебной дисциплины «История», содержание курса содействует воспитанию любви к своей Родине, патриотизма, уважения к традициям и культурным ценностям. | СКАЧАТЬ |
Обществознание | Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает ценность и специфику данного учебного предмета; его интерактивный характер; комплексное изучение современных социальных явлений и факторов, их влияние на жизнь человека. Данный курс даёт возможность обучающимся оценить себя как личность, раскрыть потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Учащиеся приобретают опыт социального и культурного взаимодействия, становятся активными гражданами. | СКАЧАТЬ |
География | Содержание географии на уровне основного общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез на уровне среднего общего образования, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. Весомой является роль курса «География» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития глухих обучающихся. Так, в связи с необходимостью освоения широкого спектра научных понятий и представлений, анализа географических объектов, фактов, условий и др. обучающиеся поставлены перед необходимостью осваивать «географический язык», рассуждать, пользоваться разнообразными источниками получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности. | СКАЧАТЬ |
Физика | В процессе уроков физики глухие обучающиеся знакомятся с разнообразными понятиями, явлениями, учатся вести наблюдения, проводить эксперименты, выдвигать и проверять гипотезы, оперируя при этом тематической и терминологической лексикой, а также оформляя результаты своей деятельности в виде выводов. Это содействует развитию интеллектуальных способностей неслышащих учащихся, развитию их словесной речи, обеспечивает прочную основу для успешного освоения программного материала по другим учебным дисциплинам, включая биологию, химию, технологию, географию. Ценностное значение учебного курса «Физика» заключается в том, что он способствует вооружению глухих обучающихся научным методом познания, в соответствии с которым происходит приобретение объективных знаний об окружающем мире (феноменах, явлениях, закономерностях, взаимосвязях и т.п.), а также овладению социальными компетенциями | СКАЧАТЬ |
Химия | Учебная дисциплина «Химия» играет важную роль в личностном и когнитивном развитии глухих обучающихся, содействуя формированию в их сознании химической картины мира, развитию научного мировоззрения в целом. Благодаря химическому образованию у глухих обучающихся создаются отчётливые представления относительно роли химии для решения многих проблем, стоящих перед человечеством: медицинских, экологических, продовольственных, сырьевых и иных. На уроках химии глухие обучающиеся знакомятся с материальным единством веществ окружающего мира, с обусловленностью свойств веществ их составом и строением, познаваемостью и предсказуемостью химических явлений. Ценностное значение учебного курса «Химия» заключается в том, что он содействует вооружению глухих обучающихся научным методом познания, в соответствии с которым происходит приобретение объективных знаний об окружающем мире. | СКАЧАТЬ |
Биология | Биология содействует формированию у глухих обучающихся ценностного, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитанию духовности, активности, способности к созиданию для сохранения ресурсов планеты. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт глухому обучающемуся ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление личных интересов. В ходе изучения курса биологии глухие обучающиеся овладевают практико-ориентированными знаниями, что важно для развития экологической и культурологической грамотности. | СКАЧАТЬ |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ориентирован на формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, гражданской активной позиции в общественной жизни. За счёт содержания курса реализуется идея о том, что общечеловеческие ценности (честность, милосердие, добро, справедливость) представляют собой продукт развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. | СКАЧАТЬ |
Изобразительное искусство | Учебная дисциплина «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие у обучающихся с нарушениями слуха творческих способностей, на формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. Содержание курса содействует становлению способности к восприятию сложных объектов и явлений, их эмоциональному оцениванию. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности подрастающей личности. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха. | СКАЧАТЬ |
Технология | Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. В рамках учебного курса «Технология» глухие обучающиеся получают возможность не только осознать сущность современных материальных, информационных и социальных технологий, перспектив их развития; осваивать технологический подход как универсальный алгоритм преобразующей и созидательной деятельности; знакомиться с технологической культурой, но и приобретать широкий круг житейских понятий, владение которыми обеспечивает повышение качества учебной деятельности в целом, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. | СКАЧАТЬ |
Основы безопасности жизнедеятельности | Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства. Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности. | СКАЧАТЬ |
Адаптивная физическая культура | Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленный на коррекцию нарушенных функций, средство укрепления физического здоровья, повышения и совершенствования двигательных возможностей. Программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с нарушением слуха имеет ряд существенных отличий от общеобразовательной программы физического воспитания. Программа имеет коррекционную направленность и разрабатывается с учетом особенностью развития обучающихся. Данная программа должна содействовать всестороннему развитию личности обучающихся, формированию осознанного отношения к своему здоровью, развитию основных физических качеств, компенсации нарушенных функций организма. | СКАЧАТЬ |
Индивидуальные коррекционные занятия | Коррекционная работа направлена на выявление индивидуальных образовательных потребностей глухих обучающихся; систему комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательно-коррекционного процесса с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся, включающего проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных, в том числе на оказание специализированной индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи обучающимся в развитии восприятия и воспроизведения устной речи, а также в развитии учебно-познавательной деятельности в контексте достижения планируемых результатов образования. | СКАЧАТЬ |
Внеурочная деятельность | С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрены информационно-просветительские занятия «Разговоры о важном», занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности), занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Введение особого курса «История культуры глухих и системы коммуникации» обусловлено необходимостью приобщения глухих к социокультурным особенностями объединений людей с нарушениями слуха, овладением литературным жестовым языком и знаниями по истории культуры глухих. Дополнительные общеразвивающие занятия в плане внеурочной деятельности представлены дополнительным образованием в рамках таких направлений работы, как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, и обеспечивающее личностное развитие глухих обучающихся по добровольному выбору и интересам детей. | СКАЧАТЬ |
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный предмет | Основное содержание и особенности учебного предмета | Ссылка на рабочие программы по предмету |
Русский язык | Предмет «Русский язык» является комплексным и представлен следующими предметами: обучение грамоте; обучение дактильной речи, обучение устной речи, развитие речи; письмо; первоначальные грамматические обобщения, сведения по грамматике. На начальном этапе дети овладевают речевой деятельностью как специфически человеческой формой деятельности. В процессе обучения у них воспитывается потребность в словесной речи, формируется речевое поведение на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции. Речевая деятельность предполагает планомерную работу над всеми ее структурными элементами в связи с формированием всех ее видов: говорения, чтения, письма, слушания, монологической и диалогической речи в устной и письменных формах. Приоритетными направлениями обучения в начальной школе глухих детей является выстраивание системы практического овладения грамматическим строем русского языка. Активное речевое общение учеников способствует усвоению новых слов, их форм, конструкций словосочетаний и предложений, определенных языковых закономерностей. | СКАЧАТЬ |
Чтение | Учебный предмет применительно к уровню начального общего образования является комплексным, на разных годах обучения он представлен следующими дисциплинами: «Чтение и развитие речи»; «Литературное чтение». Уроки направлены на развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению. | СКАЧАТЬ |
Предметно-практическое обучение | Учебный предмет «Предметно-практическое обучение», входящий в предметную область «Русский язык и литературное чтение», является специфическим интегративным учебным предметом, предназначенным для формирования комплекса умений разных предметных областей — обеспечивает формирование речи как средства общения, практическое накопление словаря и грамматических форм русского языка, формирование представлений об окружающем мире и трудовых навыков в совместной деятельности. | СКАЧАТЬ |
Математика | Овладение математическими понятиями (понятием «числа», вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.). Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества. | СКАЧАТЬ |
Ознакомление с окружающим миром | Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудности собственного места проживания. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы. Овладение представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка. | СКАЧАТЬ |
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ) | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. | СКАЧАТЬ |
Изобразительное искусство | Овладение знаниями разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.), и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусств, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства. Формирование эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни. Развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т.д., к освоению элементарных форм художественного ремесла. | СКАЧАТЬ |
Технология | Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. | СКАЧАТЬ |
Адаптивная физическая культура | Овладение знаниями о здоровье человека, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни | СКАЧАТЬ |
Фронтальные коррекционные занятия | Основное содержание представлено обязательными фронтальными и коррекционно-развивающими и социально-адаптационными занятиями: «Музыкально-ритмические занятия», специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете «Развитие слухового восприятия и техника речи», «Социально-бытовая ориентировка». Музыкально-ритмическая работа базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи. В процессе музыкально-ритмических занятий осуществляется эстетическое воспитание, происходит развитие слухового восприятия и произносительных навыков, совершенствуются двигательные способности. | СКАЧАТЬ |
Индивидуальные коррекционные занятия | Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» предусматривают коррекцию нарушений слуховой функции с помощью электроакустической аппаратуры различных типов. Формирование словесной речи, социальной адаптации неслышащих школьников, развитие их личности. Развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.). | СКАЧАТЬ |
Внеурочная деятельность | При формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрены информационно-просветительские занятия «Разговоры о важном», занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. Дополнительные общеразвивающие занятия в плане внеурочной деятельности представлены дополнительным образованием в рамках таких направлений работы, как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, и обеспечивающее личностное развитие глухих обучающихся по добровольному выбору и интересам детей. | СКАЧАТЬ |
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО ПРЕДМЕТАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный предмет | Основное содержание и особенности учебного предмета | Ссылка на рабочие программы по предмету |
Русский язык | Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в ФКГОС СОО и ФГОС СОО. Курс выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как о системе, тем самым формировалось системное мышление обучающихся и достигалась полнота единой картины мира, отражённая в максимальном объёме языковых средств, доступных языковой личности для выражения мысли и осознания процессов формирующегося мировоззрения на этапе старшей школы | СКАЧАТЬ |
Литература | Уроки литературы стимулируют развитие у обучающихся с нарушениями слуха словесной речи, представляющей собой базовую ценность в языковом сознании личности. Являясь важнейшим средством общения и инструментом познания, речь выступает в качестве жизненной опорой для субъекта, обеспечивая овладение языковой картиной мира, а также способностью формировать и выражать мысли, поддерживать конструктивные интеракции с окружающими людьми, осваивать социальный опыт. Именно на основе словесной речи становится возможным осознание принадлежности к национальной речевой среде, контакт с данной средой. Овладение словесной речью в устной и письменной формах глухими обучающимися является средством коррекции и компенсации нарушения. Уроки литературы формируют, закрепляют, совершенствуют знания, полученные в процессе наблюдений над окружающей действительностью, обогащают новыми сведениями о жизни. Программа сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традиции изучения художественного произведения как незаменимого источника эмоционального, интеллектуального развития личности школьника. | СКАЧАТЬ |
Иностранный язык (английский) | Рабочей программой английского языка предусматривается дальнейшее развитие всех основных видов деятельности обучающихся, которые были представлены на уровне основного общего образования, совершенствуются приобретённые ранее навыки и умения, обобщаются полученные знания, увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств. К завершению обучения в средней школе планируется достижение учащимися уровня подготовки по английскому языку по четырем коммуникативным компетенциям – аудировании, чтении, письме и говорении. | СКАЧАТЬ |
Алгебра | В курсе алгебры и начала анализа содержание образования развивается в следующих направлениях: систематизация сведений о числах; совершенствование техники вычислений; развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем; систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе. | СКАЧАТЬ |
Геометрия | В рамках указанной программы решаются задачи: изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач; совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления. В результате изучения геометрии ученик должен уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. | СКАЧАТЬ |
Информатика | Данная программа обеспечивает знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислительной техники на доступном уровне; имеет практическую направленность с ориентацией на реальные потребности ученика; допускает возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки и интеллектуального уровня учащихся. Школьники научатся правильно измерять информацию различными подходами, познакомятся с проблемами информационной безопасности, с компьютерным информационным моделированием, с понятием информационной системы (ИС) и ее классификацией. | СКАЧАТЬ |
История | Линейная модель изучения истории в соответствии с Историко-культурным стандартом. Структурно программа включает учебные курсы по всеобщей истории и отечественной истории периода: 1914 – 1945 гг. Программа способствует овладению комплексом исторических знаний, формированию целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, формированию личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Значителен воспитательный потенциал учебной дисциплины «История», содержание курса содействует воспитанию любви к своей Родине, патриотизма, уважения к традициям и культурным ценностям. | СКАЧАТЬ |
Обществознание | Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, социологии, политологии, социальной психологии), что позволяет представить знания о человеке и обществе комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира. Данный курс даёт возможность обучающимся оценить себя как личность, раскрыть потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Учащиеся приобретают опыт социального и культурного взаимодействия, становятся активными гражданами. | СКАЧАТЬ |
Экономика | Программа раскрывает содержание общего курса экономики, давая необходимые представления о современных экономических системах и хозяйственной деятельности, а также о поведении и мотивациях индивидов и фирм, общества в целом. В 12 классе изучается раздел экономической теории «Микроэкономика». Целью данного курса является формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского и мирового общества, а также для профессиональной ориентации выпускников. | СКАЧАТЬ |
География | Программа завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. | СКАЧАТЬ |
Физика | Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса. Программа структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. | СКАЧАТЬ |
Астрономия | Учебное содержание направлено на формирование научных представлений об астрономических и физических законах, явлениях и основывается на достижениях современной астрономии и космологии. Курс ориентирован на новые методы исследования Вселенной с помощью гравитационно-волновых и нейтринных телескопов. Ученики смогут найти описание сложных астрономических явлений и подходы к решению современных астрономических проблем на базе знакомых школьникам физических законов. Особое внимание уделяется современным достижениям и открытиям в области астрономии. В первую очередь это относится к открытию ускоренного расширения Вселенной и большого числа экзопланет, поиску и связям с внеземными цивилизациями. Реализовано практическое применение астрономии в реальной жизни. Содержание курса отвечает таким критериям изложения материала, как научность и доступность. | СКАЧАТЬ |
Химия | Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Учебный материал по химии в 12 классе начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. Учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ их классификации, изучают основы номенклатуры органических соединений. В ходе дальнейшего изучения курса учащиеся знакомятся с основными классами органических соединений их свойствами и применением в промышленности и в быту. | СКАЧАТЬ |
Биология | На базовом уровне изучение предмета «Биология», в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний, основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Биология содействует формированию у глухих обучающихся ценностного, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитанию духовности, активности, способности к созиданию для сохранения ресурсов планеты. | СКАЧАТЬ |
Индивидуальные коррекционные занятия | Коррекционная работа направлена на выявление индивидуальных образовательных потребностей глухих обучающихся; систему комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательно-коррекционного процесса с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся, включающего проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных, в том числе на оказание специализированной индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи обучающимся в развитии восприятия и воспроизведения устной речи, а также в развитии учебно-познавательной деятельности в контексте достижения планируемых результатов образования. | СКАЧАТЬ |
Внеурочная деятельность | С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрены информационно-просветительские занятия «Разговоры о важном», занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности), занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Введение особого курса «История культуры глухих и системы коммуникации» обусловлено необходимостью приобщения глухих к социокультурным особенностями объединений людей с нарушениями слуха, овладением литературным жестовым языком и знаниями по истории культуры глухих. Дополнительные общеразвивающие занятия в плане внеурочной деятельности представлены дополнительным образованием в рамках таких направлений работы, как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, и обеспечивающее личностное развитие глухих обучающихся по добровольному выбору и интересам детей. | СКАЧАТЬ |