ГКОУ РО РОЦОНУ с мая 2017 года является областной инновационной площадкой по реализации проекта «Создание системы комплексного взаимодействия образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха» (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 330 от 22.05.2017г.).
Концептуальной основой проекта является повышение профессиональной компетентности работников системы образования, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха.
Цель проекта — организация системы комплексного взаимодействия ГКОУ РО РОЦОНУ с региональными и муниципальными учреждениями дошкольного образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования и дополнительного образования, реализующими адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха.
Задачи проекта:
— выявить проблемные вопросы в деятельности педагогических работников региональных и муниципальных образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха;
— создать «Школу инклюзивного образования» для педагогов образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха: разработать программу семинаров-практикумов для педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность с глухими обучающимися, организовать консультационную поддержку педагогов образовательных организаций;
— осуществить аналитическую деятельность, связанную с изучением эффективности внедрения проекта.
Этапы реализации проекта.
Процесс формирования инновационной модели взаимодействия можно условно разделить на три этапа:
- I этап – организационно-подготовительный, включающий поиск путей решения вопросов о взаимодействии образовательных организаций, анализ исходного состояния системы методической работы ГКОУ РО РОЦОНУ, определение содержания и форм работы с региональными и муниципальными организациями.
- II этап – практический, представляющий собой разработку модели и алгоритмов взаимодействия, включение новых субъектов в методическое пространство ГКОУ РО РОЦОНУ, определение критериев эффективности методической работы на разных уровнях.
- III этап – обобщающий, заключающийся в организации деятельности ГКОУ РО РОЦОНУ с образовательными организациями, реализующими адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха, на принципах комплексного взаимодействия и создания единого методического пространства на муниципальном и региональном уровнях.
Ожидаемые результаты комплексного взаимодействия организаций:
— создание динамического педагогического взаимодействия как особой инновационно-методической среды;
— повышение рейтинга и привлекательности образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха;
— освоение различных форм профессионального диалога с коллегами;
— формирование стимулов инновационного развития и взаимодействия на федеральном уровне.
В качестве индикаторов реализации проекта могут служить:
— количество проведённых мероприятий по проблеме инклюзивного образования;
— количество проведённых консультаций по вопросам обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха;
— количество педагогов, вовлечённых в процесс взаимодействия;
— повышение уровня компетентности педагогических работников в области инклюзивного образования (анкетирование);
— количество публикаций по распространению педагогического опыта;
— удовлетворённость участников информационно – практической составляющей проведённых мероприятий;
— количество образовательных организаций, вовлечённых в процесс взаимодействия;
— расширение круга организаций профессионального образования, принимающих на обучение глухих выпускников.
Инновационный образовательный проект
«Создание модели сопровождения, поддержки и повышения качества образования детей с нарушениями слуха в условиях
инклюзивного образования».
ГКОУ РО РОЦОНУ с июля 2021 года является областной инновационной площадкой по реализации проекта «Создание модели сопровождения, поддержки и повышения качества образования детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования» (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 616 от 02.07.2021г.). Инновационный проект направлен на решение проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с нарушением слуха.
Результатом проекта является создание модели сопровождения, поддержки и повышения качества образования детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования.
Сопровождение участников образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями слуха выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Реализация проекта будет основываться на взаимодействии ГКОУ РО РОЦОНУ с участниками образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.
Взаимодействие с образовательными организации Ростовской области позволяет обеспечивать структурную и содержательную целостность, открытость и мобильность единого методического пространства в условиях модернизации российской системы образования (в т.ч. введения ФГОС НОО и ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ).
Процесс формирования инновационной модели сопровождения можно условно разделяется на три этапа:
— I этап – организационно-подготовительный, включающий поиск путей решения вопросов о взаимодействии образовательных организаций, анализ исходного состояния системы сопровождения ГКОУ РО РОЦОНУ, определение содержания и форм работы с региональными и муниципальными организациями.
— II этап – практический, представляющий собой разработку модели сопровождения участников образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с нарушением слуха, включение новых субъектов в процесс сопровождения, определение критериев эффективности работы на разных уровнях.
— III этап – обобщающий, заключающийся в организации деятельности ГКОУ РО РОЦОНУ по сопровождению участников образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха, на принципах комплексного взаимодействия и создания модели сопровождения на муниципальном и региональном уровнях.
Модель сопровождения и поддержки нацелена на всех участников образовательного процесса: ребёнка с нарушением слуха, педагогов, администрации ОУ и родителей.
При создании модели сопровождения участников образовательного процесс инклюзивных учреждений ГКОУ РО РОЦОНУ планируются следующие шаги:
Шаг 1. Формирование проектной группы.
Шаг 2. Выявление проблемных вопросов в деятельности региональных и муниципальных образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха.
Шаг 3. Разработка семинаров-практикумов с учётом выявленных проблемных вопросов в деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с нарушением слуха.
Шаг 4. Заключение договоров с региональными и муниципальными образовательными организациями, реализующими адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха, и привлечь их к совместной деятельности.
Шаг 5. Организация сопровождения, поддержки участников образовательного процесса инклюзивных организаций с целью повышения качества образования детей с нарушением слуха по следующим направлениям:
— организационная деятельность;
— психолого-педагогическая диагностика;
— коррекционно-развивающая работа;
— консультирование;
— просвещение,
— профилактика,
— методическая работа.
Реализация модели сопровождения с помощью использование различных технологии и интерактивных форм взаимодействия:
— обучающие семинары — практикумы,
— обучающая психолого-педагогическая диагностика,
— мастер-классы,
— методические совещания,
— психолого-педагогические консилиумы,
— групповые и индивидуальные консультации,
— форумы,
— конференции,
— деловые игры,
— круглые столы,
— тренинги,
— вебинары и др.
Шаг 6. На сайте ГКОУ РО РОЦОНУ для профессионального общения участников взаимодействия по проблеме инклюзивного образования создание консультационной площадки по вопросам образования лиц с нарушениями слуха.
Ожидаемые результаты сопровождения, поддержки инклюзивных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушением слуха:
— создание динамического педагогического взаимодействия участников образовательного процесса;
— повышение качества образования детей с нарушением слуха;
— повышение рейтинга и привлекательности образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха;
— освоение различных форм профессионального диалога с коллегами;
— формирование стимулов инновационного развития и взаимодействия на федеральном уровне.