Инновационные образовательные проекты

ГКОУ РО РОЦОНУ с мая 2017 года является областной инновационной площадкой по реализации проекта «Создание системы комплексного взаимодействия образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха» (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 330 от 22.05.2017г.).

Концептуальной основой проекта является повышение профессиональной компетентности работников системы образования, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха.

Цель проекта — организация системы комплексного взаимодействия ГКОУ РО РОЦОНУ с региональными и муниципальными учреждениями дошкольного образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования и дополнительного образования, реализующими адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха.

Задачи проекта:

— выявить проблемные вопросы в деятельности педагогических работников региональных и муниципальных образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха;

— создать «Школу инклюзивного образования» для педагогов образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха: разработать программу семинаров-практикумов для педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность с глухими обучающимися, организовать консультационную поддержку педагогов образовательных организаций;

— осуществить аналитическую деятельность, связанную с изучением эффективности внедрения проекта.

Этапы реализации проекта.

Процесс формирования инновационной модели взаимодействия можно условно разделить на три этапа:

  • I этап – организационно-подготовительный, включающий поиск путей решения вопросов о взаимодействии образовательных организаций, анализ исходного состояния системы методической работы ГКОУ РО РОЦОНУ, определение содержания и форм работы с региональными и муниципальными организациями.
  • II этап – практический, представляющий собой разработку модели и алгоритмов взаимодействия, включение новых субъектов в методическое пространство ГКОУ РО РОЦОНУ, определение критериев эффективности методической работы на разных уровнях.
  • III этап – обобщающий, заключающийся в организации деятельности ГКОУ РО РОЦОНУ с образовательными организациями, реализующими адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха, на принципах комплексного взаимодействия и создания единого методического пространства на муниципальном и региональном уровнях.

Ожидаемые результаты комплексного взаимодействия организаций:

— создание динамического педагогического взаимодействия как особой инновационно-методической среды;

— повышение рейтинга и привлекательности образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха;

— освоение различных форм профессионального диалога с коллегами;

— формирование стимулов инновационного развития и взаимодействия на федеральном уровне.

В качестве индикаторов реализации проекта могут служить:

— количество проведённых мероприятий по проблеме инклюзивного образования;

— количество проведённых консультаций по вопросам обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха;

— количество педагогов, вовлечённых в процесс взаимодействия;

— повышение уровня компетентности педагогических работников в области инклюзивного образования (анкетирование);

— количество публикаций по распространению педагогического опыта;

— удовлетворённость участников информационно – практической составляющей проведённых мероприятий;

— количество образовательных организаций, вовлечённых в процесс взаимодействия;

— расширение круга организаций профессионального образования, принимающих на обучение глухих выпускников.

Инновационный образовательный проект

«Создание модели сопровождения, поддержки и повышения качества образования детей с нарушениями слуха в условиях

инклюзивного образования».

ГКОУ РО РОЦОНУ с июля 2021 года является областной инновационной площадкой по реализации проекта «Создание модели сопровождения, поддержки и повышения качества образования детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования» (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 616 от 02.07.2021г.). Инновационный проект направлен на решение проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с нарушением слуха.

Результатом проекта является создание модели сопровождения, поддержки и повышения качества образования детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования.

Сопровождение участников образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями слуха выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Реализация проекта будет основываться на взаимодействии ГКОУ РО РОЦОНУ с участниками образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.

Взаимодействие с образовательными организации Ростовской области позволяет обеспечивать структурную и содержательную целостность, открытость и мобильность единого методического пространства в условиях модернизации российской системы образования (в т.ч. введения ФГОС НОО и ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ).

Процесс формирования инновационной модели сопровождения можно условно разделяется на три этапа:

— I этап – организационно-подготовительный, включающий поиск путей решения вопросов о взаимодействии образовательных организаций, анализ исходного состояния системы сопровождения ГКОУ РО РОЦОНУ, определение содержания и форм работы с региональными и муниципальными организациями.

— II этап – практический, представляющий собой разработку модели сопровождения участников образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с нарушением слуха, включение новых субъектов в процесс сопровождения, определение критериев эффективности работы на разных уровнях.

— III этап – обобщающий, заключающийся в организации деятельности ГКОУ РО РОЦОНУ по сопровождению участников образовательного процесса организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха, на принципах комплексного взаимодействия и создания модели сопровождения на муниципальном и региональном уровнях.

Модель сопровождения и поддержки нацелена на всех участников образовательного процесса: ребёнка с нарушением слуха, педагогов, администрации ОУ и родителей.

При создании модели сопровождения участников образовательного процесс инклюзивных учреждений ГКОУ РО РОЦОНУ планируются следующие шаги:

Шаг 1. Формирование проектной группы.

Шаг 2. Выявление проблемных вопросов в деятельности региональных и муниципальных образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха.

Шаг 3. Разработка семинаров-практикумов с учётом выявленных проблемных вопросов в деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с нарушением слуха.

Шаг 4. Заключение договоров с региональными и муниципальными образовательными организациями, реализующими адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха, и привлечь их к совместной деятельности.

Шаг 5. Организация сопровождения, поддержки участников образовательного процесса инклюзивных организаций с целью повышения качества образования детей с нарушением слуха по следующим направлениям:

— организационная деятельность;

— психолого-педагогическая диагностика;

— коррекционно-развивающая работа;

— консультирование;

— просвещение,

— профилактика,

— методическая работа.

Реализация модели сопровождения с помощью использование различных технологии и интерактивных форм взаимодействия:

— обучающие семинары — практикумы,

— обучающая психолого-педагогическая диагностика,

— мастер-классы,

— методические совещания,

— психолого-педагогические консилиумы,

— групповые и индивидуальные консультации,

— форумы,

— конференции,

— деловые игры,

— круглые столы,

— тренинги,

— вебинары и др.

Шаг 6. На сайте ГКОУ РО РОЦОНУ для профессионального общения участников взаимодействия по проблеме инклюзивного образования создание консультационной площадки по вопросам образования лиц с нарушениями слуха.

Ожидаемые результаты сопровождения, поддержки инклюзивных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушением слуха:

— создание динамического педагогического взаимодействия участников образовательного процесса;

— повышение качества образования детей с нарушением слуха;

— повышение рейтинга и привлекательности образовательных организаций, реализующих адаптированные программы для лиц с нарушениями слуха;

— освоение различных форм профессионального диалога с коллегами;

— формирование стимулов инновационного развития и взаимодействия на федеральном уровне.