Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее,еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.
Ян Коменский
В судьбе каждого человека есть своя ШКОЛА, которая ведет не только в страну знаний, но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека.
Наша школа – это целая человеческая жизнь. Ровесница социальных потрясений в стране она, несмотря ни на что, как стойкий оловянный солдатик устояла и продолжает делать свое благородное дело — учить детей. Школа — это часть истории, которую изучать важно и нужно в первую очередь для того, чтобы восстановить ее деятельность и оставить для будущих поколений.
Первые сведения об организации школы для глухих детей в г. Ростове-на-Дону относятся к 1918 году.
ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ.
20 июня 1920 г. Донской отдел Народного образования поручил сурдопедагогу Александре Петровне Солнышкиной организовать в городе Ростове-на-Дону школу для глухонемых детей. И 1 сентября 1920 г. в колонии для малолетних преступников, которая находилась на углу 6-ой линии и улице Первомайской, в одной проходной комнате начались классные занятия с 16-ю глухонемыми детьми. Им было от 9 до 11 лет. Первыми учителями были Солнышкина Александра Петровна и Юрьева Екатерина Ильинична – сурдопедагог.
В феврале 1921 г. школе удалось добиться отдельного помещения в квартире из 5–ти комнат на 17–ой линии. В двух комнатах разместились классы, в двух – спальни, а в пятой – дети играли, обедали и работали.
В 1921-22 учебном году школе-интернату глухих детей предоставили новое помещение по 25 линии дом № 36, 2-ой этаж.
В июне 1923 г. школу-интернат перевели на улицу Малая Садовая, ныне ул. Суворова.
В 1925году, в Москве состоялась конференция по переподготовке учителей школ глухонемых детей. В ней принимали участие педагоги Ростовской школы глухих детей Орлов Н.Д. и Солнышкин Н.Е. Из Москвы они приехали в школу с новейшими разработками программ и методическими указаниями по учебно-воспитательной работе. Впервые школа получила учебники. С этого времени Ростовская школа повела свою учебно-воспитательную работу по единому, принятому во всех школах РСФСР, плану.
С 1927 по 1929 год детский коллектив увеличился от 130 до 140 воспитанников.
В 1928 году был осуществлен первый выпуск глухонемых с 8-летием образованием.
ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ.
С 1930 по 1931 год детский коллектив увеличился до 180 человек.
В 1931-1932 уч. году число учащихся увеличилось до 220 человек.
Была открыта новая школа в станице Старочеркасской с сельскохозяйственым уклоном, которая являлась филиалом Ростовской школы глухих детей.
На базе Ростовской школы по предложению Москвы проводились 3 года подряд межобластные курсы (3 месяца) по подготовке учителей и воспитателей для работы с глухими детьми.
В это время в Ростове открылся экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ), который концентрировал работу экспериментальных классов, работающих по этому методу. В 1933-34 учебном году работой школы заинтересовались институты Москвы и Ленинграда. Из Москвы для ознакомления и обследования работы школы приезжает комиссия в составе: т.т. Зыкова С.А., Страховой М.И., Глебовой А.Н., двух воспитателей и пионервожатого. Они были очень довольны работой школы.
В 1934-35 годах во дворе школы построили кирпичное 2-х этажное здание для мастерских . На I этаже размещались трикотажные мастерские, на II – обувная. Для столярной мастерской построили так же помещение во дворе школы. Потом здание мастерских заняло ОБЛОНО.
В 1938г. с 15 по 21 августа в Москве было создано Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухих детей.
Интересным был доклад профессора Выгодского, сущность которого заключалась в том, что все методы хороши вплоть до мимики, лишь бы развивать мышление глухих.
Этот доклад вызвал революцию в обучении глухих детей, выбив почву из-под ног у защитников чистого устного метода. На совещании было предложено в течение 1938-39 уч. г. провести тщательное обследование своих учащихся и подготовить материал для дифференцированного комплектования классов внутри школы, так и для перемещения детей из одной школы в другую. В результате этого в Ростове открыли вторую школу периферической тугоухостью и с лёгкими формами комбинированного слухоречевого поражения.
СОРОКОВЫЕ ГОДЫ.
В 1941 г. началась Великая Отечественная Война. Родители увезли детей из школы, учебные занятия прекратились, а оставшиеся дети-сироты были эвЗдание школы было частично разрушено, имущество разграблено.
Эвакуированы в город Сайраш , в южный Казахстан, где прожили до осени 1945 г.
В 1946 году школа возобновила свою деятельность. Обучение начали около тридцати воспитанников.